Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Светлогорский городской округ

г.Светлогорск, Калининградский проспект 77А

Приемная:

+7 (40153) 3-33-00
Поиск

ПРОКУРАТУРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Памятка по защите прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении проверок органами контроля (надзора)

11.06.2020

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Однако положения данного закона не применяют при проведении оперативно-розыскных мероприятий, предварительного следствия производстве дознания; осуществлении прокурорского надзора правосудия и проведении административного расследования; при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства; при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и мас­совых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юри­дических лиц, государственному и муниципальному имуществу; при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком; к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию ин­женерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Также положения Закона № 294-ФЗ не применяются при осуществлении контроля за осуществлением иностранных инвестиций; экономической концентрацией; в финансово-бюджетной сфере; налогового, валютного, таможенного, контроля за уплатой страховых взносов; на финансовых рынках; банковского и страховой надзора; надзора в национальной платежной системе; клиринговой деятельности; деятельности по проведению организованных торгов; законодательства о контрактной системе; о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль; контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов; за обеспечением безо­пасности объектов ТЭК; за обработкой персональных данных; за соблюдением требований в связи с распространением информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; при ввозе в Российскую Федерацию из государств, не входящих в ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в государства, не входящие в ЕврАЭС, драгоценных металлов, камней и сырьевых товаров; в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Рос­сийской Федерации; в области частной охранной деятельности.

При осуществлении контрольно-надзорных меро­приятий возможно проведение мероприятий, которые не требуют взаимодействия органа контроля (надзора) и субъекта предпринимательской деятельности. К таким мероприятиям, в частности, относятся плановые осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств; административные обследования объектов земельных отношений; исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды; измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи; наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации и др.

Проведение проверок осуществляется контрольно-надзорными органами в форме плановых (на основании ежегодных планов, утверждаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации) и внеплановых проверок.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения ранее выданного предписания;

2) поступление в орган контроля (надзора) заявления от субъекта предпринимательства о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий;

3) мотивированное представление органа контроля о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, иным объектам, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций или причинение такого вреда; нарушения прав потребителей; требований к маркировке товаров;

4) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основаниям, указанным в п. 3 (за искл. нарушения прав потребителей) может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры.

Срок проведения каждой проверки не может превышать 20 рабочих дней (50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.)

В случае необходимости получения документов и (или) информации проведение проверки может быть приостановлено на срок не более чем на 10 рабочих дней. Повторное приостановление проведения проверки не допускается.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней (50 ч. - малых предприятий, микропредприятий - 15 ч.).

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при её проведении, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;

3) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами контроля (надзора) от иных органов либо подведомственных организаций;

4) представлять документы и (или) информацию в орган контроля (надзора) по собственной инициативе;

5) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля (надзора);

6) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав лица при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке;

7) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа контроля (надзора), признанных в установленном порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов.

Объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе:

1) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки;

2) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении контроля (надзора) прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.

Плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 по 31.12.2020, за исключением:

1) проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

2) проверок при наличии у органа контроля (надзора) информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проведения проверки, прошло менее трех лет;

3) проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности;

4) проверок, проводимых в рамках федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности; за обеспечением защиты государственной тайны; внешнего контроля качества работы аудиторских организаций; в области использования атомной энергии; федерального государственного пробирного надзора.

Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Грубыми нарушениями являются: отсутствие оснований проведения плановой проверки, нарушение срока уведомления о проведении проверки; привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных граждан; отсутствие согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки; нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства; проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя (заместителя) органа контроля (надзора);

требование документов, не относящихся к предмету проверки, превышение установленных сроков проведения проверок; непредставление акта проверки;

проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок; участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

Орган контроля (надзора), их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут установленную законом ответственность.